• Размер шрифта
  • А
  • А
  • А
  • Цвет фона и шрифта
  • А
  • А
Выключить изображения

Резолюция

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

Московской международной конференции

 «Каждый ребёнок имеет право на семью»

 

город Москва                                                                                                       7-8 октября 2015 года

 

В период с 7 по 8 октября 2015 г в городе Москве состоялась Межрегиональная конференция «Каждый ребенок имеет право на семью», в которой приняли участие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации,  представители Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, председатели Координационных советов Уполномоченных по правам человека других федеральных округов Российской Федерации, представители профильных органов исполнительной власти регионов ЦФО, сотрудники Министерства образования и науки Российской Федерации, специалисты и эксперты, работающие  в сфере профилактики социального сиротства и развития семейных форм  воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число участников – 150 человек.

 

1. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации:

 

- поддержать проект федерального закона № 649934-6 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание», позволяющий обеспечить устройство в семьи детей-сирот отдельных категорий (дети подросткового возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья, братья и сестры и т.д.), и ускорить его принятие;

 

- рассмотреть вопрос о возможности введения обязательной подготовки в школах приемных родителей опекунов и попечителей из числа кровных родственников.

 

2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти:

 

- подготовить предложения по совершенствованию норм семейного законодательства Российской Федерации, регламентирующих процедуры отобрания детей, лишения родительских прав, ограничения родителей в правах, а также порядок общения с детьми родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, если это отвечает интересам детей;

 

- ускорить внесение изменений в Федеральный закон № 120-ФЗ, которыми предусматривается приведение его положений в соответствие с Федеральным законом № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

 

- обеспечить распространение передового регионального опыта в сфере семейного устройства, накопленного в регионах ЦФО, в том числе опыт города Москвы;

 

- обеспечить мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации планов  мероприятий (программ) по обеспечению семейного устройства детей-сирот и дорожных карт субъектов Российской Федерации по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот, направленных на обеспечение создания условий для устройства детей-сирот на воспитание в семьи российских граждан, а также создания условий воспитания детей в организациях, приближенных к семейным, обеспечения постинтернатной адаптации выпускников таких организаций;

 

- разработать методические рекомендации для образовательных, социальных, медицинских организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  для специалистов органов опеки и попечительства, служб сопровождения о порядке, возможностях и формах выявления случаев жестокого обращения с воспитанниками  организаций и детьми-сиротами  в замещающих семьях с целью профилактики и оказания помощи;

 

- разработать механизмы профилактики возвратов детей-сирот из замещающих семей, включая меры по усилению контроля за адаптацией детей и соблюдением  их прав в замещающих семьях;

 

- обеспечить мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации  постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» и рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в указанное постановление;

 

- продолжить практику организации и проведения всероссийских мероприятий по вопросам семейного устройства детей-сирот и деятельности организаций для детей-сирот в целях распространения лучшего опыта субъектов Российской Федерации, в том числе форумы приемных семей;

 

- доработать модельную программу социального сопровождения семей с детьми, с учетом специфики развития и семейной адаптации детей-сирот и имеющимся в регионах опыта работы служб сопровождения и направить методические рекомендации в субъекты Российской Федерации;

 

- ускорить работу по введению в практику утвержденных Министерством труда и социального развития Российской Федерации новых профессиональных стандартов специалистов, работающих в области семейного устройства детей-сирот и сопровождения замещающих семей.

 

3. Рекомендовать региональным и муниципальным органам власти:

 

- уточнить содержания планов по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и ускорить работы по приведению организаций для детей-сирот в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г.  № 481 «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

 

- обеспечить при реализации региональных программ реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот проведения общественного обсуждения, привлечения экспертов, проводить в СМИ разъяснительную работу;

 

- обеспечить выделение финансовых средств в необходимом объеме на реализацию реформирования организаций для детей-сирот; проводить регулярный мониторинг реализуемых мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации и их оценку;

 

- усилить и дифференцировать подготовку кандидатов в замещающие родители, выражавших желание принять в свою семью детей-сирот подросткового возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, сиблингов;

 

- использовать индивидуальные методы работы с родителями, ограниченными или лишенными родительских прав,  по восстановлению родительских прав и  возврату ребенка в кровную семью; в этих случаях предусмотреть различные формы взаимодействия с кровной и приемной семьи, а также участие специалистов органов опеки и аппаратов Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка;

 

- шире внедрять в практику работы современные технологии волонтерства, гостевой семьи для социальной адаптации воспитанников и выпускников, получения опыта проживания в семье;

 

- развивать институт наставничества для разных категорий семей и  детей-сирот в организациях, замещающих  семьях, в постинтернатный период;

 

- продолжить работу по созданию региональных/муниципальных банков данных выпускников организаций для детей-сирот и лиц из их числа;

 

- обеспечить индивидуальное сопровождение выпускников с учетом положений Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

 

- рассмотреть возможность предоставления бесплатной юридической помощи для лиц из числа детей-сирот старше 23-х лет;

 

- активизировать работу по проведению обучающих мероприятий для  работников организаций для детей-сирот с целью обучения их современным технологиям работы по новым направлениям деятельности, взаимодействия с социально ориентированными негосударственными организациями, волонтерами; организовать консультирование по вопросам воспитания, обучения, реабилитации и защиты прав детей;

 

- расширить спектр и повысить качество социальной рекламы, направленной на семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 

- усилить и дифференцировать подготовку кандидатов в замещающие родители, выражавших желание принять в свою семью детей-сирот подросткового возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, сиблингов;

 

- разработать единую методику сбора, обработки и использования статистических данных и критериев результатов, полученных на их базе; 

 

- разработать комплекс мер по привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию услуг в сфере семейного устройства детей-сирот и сопровождения замещающих семей; разработать порядок взаимодействия организаций  для детей-сирот с НКО и волонтерами;

 

- предусмотреть возможность участия в электронных торгах по закупке жилья для детей-сирот как юридическим, так и физическим лицам (в особенности – в сельской местности и малых городах).

 

4. Рекомендовать Уполномоченным по правам человека, Уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЦФО:

 

- усилить контроль и обеспечить защиту прав и законных интересов детей;

 

- при выявлении детского и семейного неблагополучия и принятия решения об отобрании ребенка;

 

-  при помещении ребенка в медицинские организации для детей-сирот  в части обоснования (правового статуса и диагноза) и сроков нахождения;

 

- при помещении ребенка и нахождении его под контролем в организации для детей-сирот  в части обоснованности направления, сроков пересмотра диагнозов, временности нахождения в организации (наличие работы по его семейному устройству), проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы и подготовки к самостоятельной жизни (наличие в организации программ подготовки к самостоятельной жизни);

 

- при добровольном помещении ребенка в организацию для детей-сирот  в части обоснованности и сроков нахождения ребенка;

 

- при проведении реформирования организаций для детей-сирот в части создания условий, приближенных к семейным, постоянства воспитателей в группе и запрета на перевод воспитанников из группы в группу; обоснованности перевода ребенка  в другое учреждение, учета его мнения и наличие подготовки к переводу;

 

- при реализации  права на образование в части получения образования за «стенами детского дома», поступления в образовательные учреждения среднего профессионального образования детей-сирот из организаций и замещающих семей;

 

- содействовать качеству предоставления социальных услуг при подготовке кандидатов в замещающие родители и сопровождению семей и выпускников на межведомственной основе;

 

- обеспечить поддержку в создании и организации работы общественных объединений замещающих родителей (ассоциаций, советов приемных семей, клубов опекунов и пр.);

 

- при решении вопросов о своевременном предоставлении жилья детям-сиротам, достигшим 18-летнего возраста;

 

- усилить роль общественных советов при Уполномоченных.

 

Вопрос консолидации совместных действий Уполномоченного и профильных органов исполнительной и законодательной власти города Москвы в вопросе обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, а также принятие необходимого комплекса мер по предотвращению социального сиротства в нашем обществе в целом, остаются одними из приоритетных направлений в работе Уполномоченного по правам человека в городе Москве.

ПОДЕЛИТЬСЯ