27 апреля в Правительстве Ярославской области состоялось расширенное заседание Координационного совета Уполномоченных по правам человека в Центральном федеральном округе по теме «Право на образование и права участников образовательного процесса».

В мероприятии приняли участие уполномоченные из 32 регионов ЦФО, руководители органов исполнительной власти Ярославской области, Ярославской областной Думы, сенаторы, ректоры ведущих вузов области, представители профсоюза работников образования, педагогического сообщества.

Выступая на заседании, московский омбудсмен Татьяна Потяева с сожалением отметила, что в последние годы участились случаи вооруженного нападения подростков на школы. К основным причинам данного явления можно отнести и рост уровня агрессии в обществе, и увлечение подростков компьютерными играми, неблагоприятное влияние социальных сетей, распространение в средствах массовой информации детальных описаний происшествий, вызывающее у подростков, склонных к жесткости и подражанию, желание повторить произошедшее, а также травлю подростков в школе.

Татьяна Потяева сообщила, что Уполномоченным в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на территорию образовательных организаций Москвы, а также предупреждения и пресечения иных террористических и экстремистских актов, было направлено предложение в Департамент образования и науки города Москвы о принятии дополнительных мер по усилению антитеррористической защищенности образовательных организаций Москвы, а именно, было предложено оборудовать системой видеонаблюдения с учетом обеспечения непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов на территориях образовательных организаций и оборудовать основные входные группы (калитки) территорий образовательных организаций системой контроля и управления доступом с целью закрытия территорий во время образовательного процесса для исключения бесконтрольного пребывания и свободного доступа посторонних лиц.

Согласно полученному ответу, в целях усиления мер безопасности Департаментом образования проводится дооборудование объектов (территорий) камерами видеонаблюдения. В настоящее время на объектах установлено порядка 99 000 камер, из которых 20 542 интегрированы в единый центр хранения и обработки данных (ЕЦХД).

Также предпринимаются и другие меры безопасности в образовательных организациях, в частности, входные группы у поста охраны оборудуются дверьми повышенного класса защиты с дополнительными запирающими устройствами, допуск в здания осуществляется только через входные группы, оборудованные постами охраны, с обязательным проходом через стационарный металлодетектор, допуск транспортных средств осуществляется только после проведения работником охраны осмотровых мероприятий с использованием технических средств.

Вместе с тем следует отметить, подчеркнула столичный омбудсмен, что одним усилением мер безопасности ситуацию не исправишь. Необходимо уделять больше времени воспитательной работе, направленной на предупреждения и пресечения совершения подростками насильственных действий, в том числе в образовательных организациях.

В связи с этим Татьяна Потяева обратила внимание на такую проблему, как травля в школе. Искоренение школьной травли — одна из основных задач работы Уполномоченных, поскольку травля ребенка, часто продолжающаяся в социальных сетях, не позволяет в полной мере реализовать его права на безопасность и образование. Одна их наиболее эффективных форм борьбы с этим явлением в образовательных организациях — создание служб примирения и медиации в школах.

Также Уполномоченный по правам человека в городе Москве в своем выступлении отметила необходимость в настоящее время обучать школьников навыкам начальной военной подготовки: как правильно действовать при возникновении экстренных ситуаций, ориентироваться на местности, обращаться с оружием и средствами индивидуальной защиты, оказывать первую медицинскую помощь. При этом необходимо не только давать теоретические знания, но и путем проведения учебных тренировок отрабатывать с ними на практике полученные знания.

Столичный омбудсмен также считает, что нуждается в корректировке содержание учебного предмета ОБЖ, который необходимо дополнить информацией об оказании помощи в случае внезапной остановки сердца, основах сердечно-легочной реанимации.

Ведь сообщения о внезапных случаях детских смертей в образовательных организациях появляются сегодня с печальной частотой. Внешне полностью здоровые дети, которые никогда не жаловались на самочувствие, вдруг погибают.

Также необходимо дополнить статью 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» списком лиц, которые будут обязаны оказывать первую помощь в школах при возникновении ситуаций, требующих ее оказания, в том числе в случае остановки сердца у детей.

При этом осуществлять не только обязательную подготовку педагогических работников образовательных организаций навыкам оказания первой помощи, но и постоянно отрабатывать полученные навыки.

В ходе докладов выступающих и дискуссий высказывались мнения о несоответствии существующей системы общественных отношений в сфере образования потребностям гармоничной передачи и усвоения знаний, обеспечения надлежащего статуса преподавателя и их социальных гарантий.

По результатам обсуждения была принята Резолюция, в которой сформулирован перечень основных вызовов, мешающих полноценной реализации права на образование.