- Взаимодействие с правоохранительными органами
- Суд
- Жилищные
- Имущественные
- Трудовые
- Образование
-
Медико-социальные
-
Где можно получить квалифицированную психологическую помощь?
Ответ
Психологическую помощь населению, в том числе в экстренных ситуациях оказывает Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Московская служба психологической помощи населению» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Для оказания психологической помощи и поддержки жителям города Москвы функционирует «Телефон неотложной психологической помощи 051». Единый трехзначный московский номер позволяет любому жителю столицы, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, быстро связаться со специалистом и получить круглосуточную, бесплатную, анонимную психологическую помощь.
-
Мне в 2019 году исполняется 55 лет. Какие меры социальной поддержки будут предоставлены в городе Москве гражданам, достигшим указанного возраста, в связи с изменением федерального законодательства в области пенсионного обеспечения?
Ответ
В связи с изменением федерального законодательства в области пенсионного обеспечения в городе Москве принят Закон города Москвы от 26.09.2018 № 19 «О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения», в соответствии с которым с 01.01.2019 жителям города Москвы, достигшим возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), имеющим страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с федеральным законодательством в области пенсионного обеспечения, будут предоставляться определенные меры социальной поддержки. В числе этих мер:
- бесплатный проезд городским пассажирским транспортом;
- бесплатный проезд пригородным железнодорожным транспортом;
- бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики);
- обеспечение при наличии медицинских показаний неработающих граждан бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение через органы социальной защиты населения и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом к месту лечения и обратно по указанным путевкам.
-
Какие существуют нормативы времени доезда до пациента бригады скорой медицинской помощи?
Ответ
Согласно ст. 35 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих формах:
- экстренной — при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
- неотложной — при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи или специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента.
В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме.
Время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова (Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»).
П. 2.10 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (утв. Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2016 № 935-ПП) определено время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме, которое не должно превышать 20 минут (в 96% случаев) с момента вызова бригады скорой медицинской помощи для оказания такой медицинской помощи.
Таким образом, нормативно определено время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента, которое не должно превышать 20 минут с момента вызова бригады.
-
Возможно ли получить бесплатную медицинскую помощь с учетом моих религиозных убеждений? Могу ли я отказаться от медицинской помощи по религиозным мотивам?
Ответ
Законодательством Российской Федерации в сфере здравоохранения предусмотрена возможность оказания медицинской помощи в зависимости от культурных и религиозных традиций пациента.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется также путем оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Кроме того, пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутреннего распорядка медицинской организации (п. 11 ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Аналогичное положение содержится в п. 10 ст. 10 Закона г. Москвы от 17.03.2010 № 7 «Об охране здоровья в городе Москве», согласно которому органы государственной власти города Москвы создают условия для реализации пациентами прав на допуск к ним священнослужителя, а в стационарном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление в этих целях отдельного помещения, если это не нарушает внутреннего распорядка данного учреждения.
Законодательством предусмотрено право как на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, так и на отказ от медицинского вмешательства (ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
При этом необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Право на жизнь, закрепленное в ст. 20 Конституции Российской Федерации, — базовое, неотъемлемое право человека. Соблюдение права на жизнь — обязанность государства.
В связи с этим и согласно п. 1 ч. 9 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю.
Кроме того, в соответствии с положениями п. 2 ст. 14, п. 6 ст. 24.2 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на склонение к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии, что также является одним из оснований для ликвидации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке.
Таким образом, принимая во внимание светский характер оказания государственных и муниципальных услуг в сфере здравоохранения, законодательством предусмотрено право оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента при наличии определенных условий.
-
Какие виды медицинской помощи оказываются бесплатно? Где можно получить бесплатную медицинскую помощь?
Ответ
Ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Доступность медицинской помощи обеспечивается также предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Ежегодно Правительством Российской Федерации принимается федеральная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая устанавливает в том числе:
- перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно;
- перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно;
- категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;
- требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральной Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ежегодно разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Причем условия для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должны создать органы местного самоуправления (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утверждена Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2016 № 935-ПП (далее — Территориальная программа).
В рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются:
- первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
- специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь;
- скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь;
- паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями;
- медицинская реабилитация (п. 2.1 Территориальной программы).
По полисам обязательного медицинского страхования (ОМС) оказывается медицинская помощь в рамках Программы ОМС, которая входит в Территориальную программу (раздел 4 Территориальной программы).
Медицинские организации, участвующие в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут быть как государственными (муниципальными), так и коммерческими.
В Москве, согласно Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (Постановление Правительства Москвы от 23.12.2016 № 935-ПП), в реализации Территориальной программы участвуют медицинские организации как государственной системы здравоохранения города Москвы (257 организаций), так и не входящие в государственную систему здравоохранения города Москвы (234 организации) (Приложения 10, 11 к Территориальной программе).
В перечень медицинских организаций, не входящих в государственную систему здравоохранения города Москвы и участвующих в реализации Территориальной программы, вошли Федеральные государственные бюджетные учреждения здравоохранения, негосударственные учреждения здравоохранения (например, РЖД), коммерческие организации (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью), индивидуальные предприниматели и др.
С Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и с Перечнем медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь бесплатно, можно ознакомиться в медицинских организациях, оказывающих бесплатную медицинскую помощь.
-
Могут ли подозреваемые, обвиняемые и осужденные, содержащиеся в местах принудительного содержания и имеющие соответствующее нарушение здоровья, получить инвалидность, и какой предусмотрен порядок освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико-социальной экспертизы?
Ответ
Лица, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, также как и граждане, находящиеся за пределами мест принудительного содержания, имеют возможность пройти процедуру признания инвалидом, которая осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Министерством юстиции Российской Федерации разработана и утверждена 23.08.1999 Инструкция о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико-социальной экспертизы (№ 18/39-1010, далее — Инструкция). Она определяет порядок направления подозреваемых, обвиняемых и осужденных на медико-социальную экспертизу, проведения освидетельствования и его документальное оформление, составления индивидуальной программы реабилитации или абилитации.
Кроме того, процедура направления подозреваемых, обвиняемых и осужденных на освидетельствование (переосвидетельствование) в учреждения медико-социальной экспертизы предусмотрена также Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу (далее — Порядок, утвержден приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 640, Минюста Российской Федерации от 17.10.2005 № 190).
Инструкцией и Порядком предусмотрено, что на медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в учреждениях, в случаях нарушения здоровья, приведшего к ограничению жизнедеятельности, со стойкими нарушениями функций организма и нуждающиеся в мерах социальной защиты и медицинской реабилитации.
Лицо, нуждающееся в проведении медико-социальной экспертизы, в установленном порядке в произвольной форме подает письменное заявление на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения учреждения уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) (п. 4 Инструкции, п. 362 Порядка).
Начальник лечебно-профилактического учреждения УИС принимает меры к обследованию лица, содержащегося в учреждениях УИС, перед направлением на медико-социальную экспертизу в условиях лечебно-профилактических учреждений УИС, при необходимости — в условиях медицинских учреждений территориальных органов здравоохранения для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений.
По результатам клинико-диагностического обследования, подтверждающего выраженные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, врачи лечебно-профилактического учреждения оформляют направление на медико-социальную экспертизу (п. 5 и п. 6 Инструкции, п. 363 и п. 364 Порядка).
Освидетельствование лица, содержащегося в учреждениях УИС, в зависимости от условий и имеющихся возможностей может проводиться непосредственно в учреждении УИС или в территориальном бюро медико-социальной экспертизы.
Справка, подтверждающая факт установления инвалидности подозреваемого, обвиняемого или осужденного, в установленном порядке приобщается к его личному делу (п. 368 Правил).
Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что справка о результатах освидетельствования лица, содержащегося в учреждениях УИС, или справка о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах выдается ему под роспись (п. 11 Инструкции).
Порядок обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее — бюро), являющимися филиалами главных бюро медико-социальной экспертизы (далее — главные бюро), главного бюро, Федерального бюро медико-социальной экспертизы (далее — Федеральное бюро), установлен Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 (далее — Правила).
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро (п. 42 Правил).
Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро (п. 45 Правил).
Согласно п. 46 Правил решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
-
Какие права имеют дети в области охраны здоровья?
Ответ
Согласно ст. 24 Конвенции о правах ребенка (вступила в силу для России с 15 сентября 1990 года), государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и в частности, принимают необходимые меры для:
- снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;
- обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;
- борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;
- предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;
- обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев, а также их доступа к образованию и поддержки в использовании таких знаний;
- развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи.
Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.
В Российской Федерации в сфере охраны здоровья (Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») несовершеннолетние имеют право на:
- прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
- медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него, за исключением случаев оказания им медицинской помощи, установленных ч. 2 и ч. 9 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (например, для спасения жизни пациента при состоянии, не позволяющем выразить свою волю и при отсутствии законных представителей).
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
-
Что означает термин — «вспомогательные репродуктивные технологии»? Законно ли суррогатное материнство?
Ответ
Законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность применения различных методов лечения бесплодия, при которых зачатие и развитие эмбрионов осуществляются вне материнского организма.
Согласно ст. 55 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).
Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.
Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Быть донорами половых клеток имеют право граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование.
При использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждане имеют право на получение информации о результатах медицинского, медико-генетического обследования донора, о его расе и национальности, а также о внешних данных.
Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.
Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.
-
В каких случаях медицинские услуги могут быть оказаны за плату?
Ответ
Согласно положениям ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.
Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
При оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи.
Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.
Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:
- на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;
- при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
- при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 (выбор врача и медицинской организации) настоящего Федерального закона.
Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
-
Правы ли медицинские работники, отказавшие в моей устной просьбе выдать копию моей медицинской карты после стационарного лечения?
Ответ
Да, правы. Согласно положениям ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пациент либо его законный представитель имеют право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
Таким образом, для получения на руки копии медицинской карты пациенту либо его законному представителю необходимо оформить письменное заявление на имя главного врача медицинской организации.
-
Могу ли я получить медицинскую помощь в поликлинике по месту моего фактического проживания? Если да, то какие категории граждан имеют такое право? Какие документы следует предъявить в поликлинике для этого? Кто может защитить мои права?
Ответ
Да, можете. Практически все категории пациентов в Российской Федерации имеют право получить медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, которая является составной частью Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющей права пациентов на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающей единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»), застрахованными лицами (пациентами в рамках обязательного медицинского страхования) являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»:
1) Работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг; по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства; по издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
2) Самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие).
3) Являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств.
4) Являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
5) Неработающие граждане:
а) дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;
б) неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии;
в) граждане, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
г) безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости;
д) один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
е) трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет;
ж) иные не работающие по трудовому договору и не указанные в вышеперечисленных подпунктах граждане, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.
Медицинская помощь оказывается по полису обязательного медицинского страхования. Полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования.
В день подачи заявления о выборе страховой медицинской организации застрахованному лицу или его представителю выдается полис обязательного медицинского страхования либо временное свидетельство в случаях и в порядке, которые определяются правилами обязательного медицинского страхования (ст. 46 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ ред. от 03.07.2016 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Застрахованные лица имеют право на:
1) Бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
- на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
- на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
2) Выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования.
3) Замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию.
4) Выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
5) Выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
6) Получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи.
7) Защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.
8) Возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9) Возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10) Защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования. (ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ ред. от 03.07.2016 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
В системе обязательного медицинского страхования защиту прав пациентов осуществляют Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, выдавшие гражданину полис обязательного медицинского страхования.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования предъявляет в интересах застрахованного лица требования к страхователю, страховой медицинской организации и медицинской организации, в том числе в судебном порядке, связанные с защитой его прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования; обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Страховая медицинская организация, выдавшая полис обязательного медицинского страхования, обязана осуществлять рассмотрение обращений и жалоб граждан, деятельность по защите прав и законных интересов застрахованных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (ст. 34, ст. 38 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ ред. от 03.07.2016 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Контактные данные страховой медицинской организации, выдавшей гражданину полис обязательного медицинского страхования, указываются на полисе.
-
Подскажите, как на практике должно быть реализовано право инвалида боевых действий на внеочередной прием в поликлинике? Какие еще категории граждан имеют такое право?
Ответ
Право на внеочередное оказание медицинской помощи имеют более 10 категорий граждан.
В соответствии с Порядком реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2016 год (Приложение 8 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2016 год), право на внеочередное оказание медицинской помощи предоставляется:
1. Инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий и приравненным к ним в части медицинского обеспечения лицам.
2. Бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
3. Лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.
4. Лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
5. Нетрудоспособным членам семей погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны, инвалида боевых действий, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий и приравненным к ним в части медицинского обеспечения лицам.
6. Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, членам семей (супруге или супругу, родителям, детям в возрасте до 18 лет, детям старше возраста 18 лет, ставшим инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и детям в возрасте до 23 лет, обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
7. Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, вдовам (вдовцам) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации или полных кавалеров ордена Трудовой Славы, не вступившим в повторный брак (независимо от даты смерти (гибели) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации или полного кавалера ордена Трудовой Славы).
8. Лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
9. Реабилитированным лицам.
10. Гражданам, награжденным нагрудными знаками «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России».
11. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации и получающим меры социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и приравненным к ним в части медицинского обеспечения в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-I «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» лицам.
В целях реализации права на внеочередное оказание медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2016 год, на стендах в регистратуре, в приемном отделении медицинских организаций, осуществляющих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также на сайтах медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещается информация о перечне категорий граждан, имеющих право на внеочередное оказание медицинской помощи.
При размещении указанной информации медицинской организацией обеспечиваются условия доступности такой информации для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Право на внеочередное оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях реализуется при непосредственном обращении гражданина на прием.
Медицинские работники, осуществляющие прием пациентов, информируют их о преимущественном праве граждан, указанных в п. 2 настоящего Порядка, на оказание медицинской помощи во внеочередном порядке.
Граждане, нуждающиеся в оказании медико-санитарной помощи в плановой и неотложной формах в амбулаторных условиях, обращаются в регистратуру медицинской организации, где амбулаторные карты маркируются соответствующей пометкой.
В целях оказания первичной медико-санитарной помощи в плановой форме в амбулаторных условиях работник регистратуры обеспечивает предварительную запись на прием в приоритетном порядке, направление к врачу в день обращения (при отсутствии талона на прием), доставку медицинской карты гражданина с соответствующей пометкой врачу, который организует внеочередной прием такого гражданина.
Медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по месту жительства (по участковому принципу), организуют учет граждан, имеющих право на внеочередное оказание медицинской помощи, и динамическое наблюдение за состоянием их здоровья.
Контроль за оказанием гражданам медицинской помощи во внеочередном порядке осуществляет Департамент здравоохранения города Москвы и руководители медицинских организаций.
-
Мой новорожденный ребенок часто болеет, слышала, что лекарственные препараты для новорожденных при амбулаторном лечении должны быть предоставлены бесплатно, так ли это?
Ответ
Да, это так. Дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет должны быть бесплатно обеспечены всеми лекарственными препаратами (Приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно»).
Согласно п. 4 и п. 5 действующего Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство Российской Федерации постановило органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
Осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, — принимать соответствующие меры.
Своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Рекомендовало органам государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников:
- понижать для производств, выпускающих лекарственные средства и изделия медицинского назначения, тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения;
- увеличивать ассигнования на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для больниц, поликлиник, детских дошкольных учреждений, детских домов, домов-интернатов для инвалидов и престарелых и других организаций здравоохранения и социальной сферы;
- вводить дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для групп населения, не указанных в Приложениях № 1 и № 2 к настоящему Постановлению, в том числе ветеранам войны и труда, многодетным и малоимущим семьям, а также беременным женщинам и безработным;
- осуществлять финансовую поддержку предприятий аптечной сети, испытывающих недостаток в оборотных средствах.
Законодательством города Москвы также предусмотрено бесплатное обеспечение детей первых трех лет жизни лекарственными препаратами (ч. 4 ст. 25 Закона г. Москвы от 23.11.2005 № 60 (ред. от 22.01.2014) «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве»).
Приложением 5 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2016 год (далее — Территориальная программа) определен «Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по назначению врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой по назначению врачей».
Следует отметить, что данный Перечень является базовым минимальным, однако при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, и (или) по торговым наименованиям лекарственных препаратов (Приложение 3 к Территориальной программе «Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и (или) ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи»).
-
Имеет ли право пациент получить информацию о состоянии своего здоровья?
Ответ
Одно из основных прав пациента — это право на информацию, которое содержится в ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
Кроме того, пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.
Исходя из сказанного, задавать вопросы лечащему врачу: спрашивать о методах лечения, уточнять диагноз и т.д. — это не прихоть пациента, а его законное право на информацию.
-
Могут ли родители находиться с ребенком в стационаре в случае, если несовершеннолетний ребенок заболел и его в связи с этим направляют в стационар для круглосуточного медицинского наблюдения и лечения?
Ответ
Право родителя и иных членов семьи на совместное нахождение в стационаре с ребенком закреплено положениями ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этой нормой предусмотрено, что одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.
При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.
Письмом Минздрава России от 21.06.2013 № 15-1/10/1-2884 уточняется, что указанное право может быть реализовано независимо от вида медицинской организации, в которой ребенку оказывается медицинская помощь в стационарных условиях. При этом в письме содержится требование обеспечить неукоснительное исполнение Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Важно также, что закон не содержит запрета на замену одного члена семьи на другого при совместном нахождении с ребенком в стационаре.
-
Предусмотрена ли в городе Москве какая-то социальная помощь по воспитанию и уходу за ребенком-инвалидом и в каких случаях? Я мать-одиночка, также имею инвалидность и мой доход не позволяет мне нанимать помощников или нянь.
Ответ
Да, в городе Москве действует Закон города Москвы от 09.07.2008 № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы», ст. 16 которого предусмотрено социальное сопровождение.
Социальное сопровождение осуществляется социальными службами временно или постоянно в целях оказания гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, услуг социального обслуживания, а также предотвращения опасных для их здоровья и благополучия последствий необеспеченности указанными услугами.
Указанная помощь предоставляется:
- несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации (детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, беспризорным детям, несовершеннолетним, подвергшимся насилию);
- воспитанникам детских государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в указанных учреждениях;
- семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и лишенным постороннего ухода, помощи и поддержки;
- лицам, подвергшимся насилию;
- многодетным семьям;
- семьям с детьми-инвалидами;
- взрослым недееспособным инвалидам с умственной отсталостью и психическими заболеваниями, не требующими лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, а также лицам с ограниченной дееспособностью.
Предоставление социального сопровождения осуществляется путем проведения постоянного социального надзора, регулярного посещения, оказания необходимой социальной поддержки во взаимодействии с работниками учреждений здравоохранения, образовательных учреждений, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства и других организаций.
В целях получения указанной выше социальной помощи вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением в органы социальной защиты по месту жительства.
-
Я и моя мама являемся инвалидами. Обе на пенсии, лекарства получаем бесплатно, каждый месяц. На летний период мы уезжаем из Москвы в другой город и живем там, в частном доме на природе. Дом находится очень далеко от Москвы, поэтому ездить часто за бесплатными лекарствами мы не можем в это время. Лекарства дорогие и их получение летом нам необходимо, можем ли получить рецепт на больший, чем один месяц, курс?
Ответ
Вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, регулируются порядком, установленным приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
В соответствии с указанным приказом Минздрава России назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам осуществляется медицинским работником исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи.
Инвалидам первой группы, детям-инвалидам и гражданам, достигшим пенсионного возраста, согласно указанному приказу Минздрава России для лечения хронических заболеваний рецепты на лекарственные препараты могут выписываться на курс лечения до 3-х месяцев.
-
Я пенсионер и являюсь инвалидом-колясочником. Проживаю в доме без лифта, на третьем этаже, квартира муниципальная малогабаритная. С тех пор как получил инвалидность, практически не выхожу на улицу и с трудом передвигаюсь по жилью. Такие условия для жизни практически невыносимы, гуляю только на балконе, купить другую квартиру у меня нет денег, а переоборудовать эту нельзя. Что мне делать?
Ответ
В соответствии с Постановлением от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно п. 8 указанных Правил инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с ИПР (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).
Положениями ст. 20 и ст. 40 Закона города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» также установлено, что жители города Москвы, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, в случае наличия заключений лечебных учреждений либо рекомендаций в ИПР о нуждаемости в проживании в жилых помещениях, отвечающих требованиям ИПР, о замене жилого помещения на жилое помещение в специально построенных домах, жилые помещения предоставляются в специально построенных домах либо предоставляется жилое помещение, отвечающее требованиям ИПР, в том числе производится замена на равнозначное по площади жилое помещение.
По вопросу замены вашего жилого помещения на другое, равноценное и отвечающее вашим потребностям, вам необходимо обратиться за соответствующим заключением в лечебно-профилактическое учреждение и в целях внесения рекомендаций об условиях проживания в ИПР — в районное бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Далее для решения жилищного вопроса вы вправе обратиться в Департамент городского имущества города Москвы либо в территориальные жилищные органы по месту жительства, приложив к обращению медицинское заключение и рекомендации МСЭ.
-
У меня есть брат-инвалид. При прохождении очередного освидетельствования в МСЭ ему была установлена 3-я группа инвалидности вместо 2-й. Брат не согласен с этим, так как его самочувствие лучше не стало. Куда нам обратиться и как отменить это решение?
Ответ
Признание лица инвалидом осуществляется исключительно федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
При определении группы инвалидности бюро МСЭ исходит из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В случае если гражданин (его законный представитель) не согласны с решением бюро, проводившего медико-социальную экспертизу гражданина, он вправе согласно п. 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» обжаловать в месячный срок данное решение в главное бюро либо в федеральное бюро.
Кроме того, согласно п. 46 названного Постановления решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть также обжалованы гражданином в судебном порядке, при котором в рамках рассмотрения дела судом может быть назначено проведение судебно-медицинской экспертизы по оценке состояния здоровья на предмет выраженности нарушений функций организма, которые являются основанием к установлению инвалидности.
-
Где можно получить квалифицированную психологическую помощь?
- Гражданство, миграция
- Семья (дети)
- Прочее